Школы фэншуй

Ранее на этой странице располагалась другая статья о школах фэншуй.
Предыдущая статья была написана мною во время наполнения сайта – примерно лет восемь назад. С тех пор много воды утекло… настало время внести некоторую корректировку в смысл статьи. Дело не в том, что предыдущая статья была некорректна, просто опыт мой увеличился, знания мои расширились, и я решил более полно осветить этот вопрос.

Итак, откуда и как появились школы фэншуй?
Если быть более точным, то говорить надо не о школах фэншуй, а о метафизических подходах в решении вопросов геомантии.
Истоком всего является «Канон Перемен» –  «И-Цзин» (易经). В этой статье я опущу все подробности возникновения «И-Цзин», т.к. это не является целью написания данной статьи. Упомяну лишь о том, что сам «Канон Перемен» был когда-то составной частью другого канонического туда – «Чжоу-И» (周易). Но, к сожалению, текст «Чжоу-И» на сегодняшний день полностью утерян и синологам остаётся лишь догадываться, о чём там шла речь…
Сам по себе «И-Цзин» уже является предсказательной (прогностической) техникой. В ходе диалектического развития метафизической мысли древнего Китая из «И-Цзин» выделились три предсказательные техники «Сан-ши» (三式), которые оформились в самостоятельные искусства, это:
«Тай И Шэн Шу» (太乙神数)
«Ци Мэн Дунь Цзя» (奇门遁甲) и
«Да Лю Жэнь» (大六壬)

 

«Тай И» связано с аспектом небес и используется для предсказаний глобальных событий, которые происходят со странами такие как войны, стихийные бедствия и т.д.
«Ци Мэнь» связано с аспектом земли и использовалось для ситуаций на поле боя;  особенно подходит для военных действий и стратегий.
«Лю Жэнь» связано с аспектом человека и больше всего подходит для гадания на уровне человеческой деятельности.
Собственно, именно из «Ци Мэнь» (земного аспекта прогностических техник) в дальнейшем и произошли все метафизический искусства, о которых вы слышали или читали в других источниках – фэншуй, ба-цзы, цзы вэй доу шу, най-инь и т.д.

Само слово «школа» используется в отношении фэншуй [на мой взгляд] условно, для удобства. Иначе кажется, что положение со «школами» в фэншуй похоже на китайский фильм о кунг-фу, когда на одной улице небольшого городка располагается пять-десять конкурирующих школ… и потом начинается выяснение отношений, какая из школ круче.
Нет, в фэншуй дело обстоит иначе. Как было написано выше, это скорее подход во взгляде на устройство мира, соответственно, каждая школа имеет свой путь решения вопроса.
В фэншуй существуют всего две школы:
школа «Сань-хэ» - «Три гармонии» (三合) и
школа «Сань-юань» - «Три Периода» (三元).
Школа «Сань-хэ» опирается на исследование рельефа, а школа «Сань-юань» оперирует формулами. К Сань-хэ» относятся техники ба-чжай (Восемь Дворцов, благоприятные направления, гуа и т.д.), т.н. «Водные формулы» и т.п. «Сань-юань» - это, прежде всего использование теории Летящих Звёзд «Фэй-син» (飞星) и гексаграмм или «Да гуа» (大卦).
При всех своих особенностях, обе школы во многом пересекаются. Так, школа «Сань-хэ» приняла на вооружение технику Летящих Звёзд, а школа «Сань-юань» учитывает особенности ландшафта, обе школы используют лопань (китайский компас) для измерений. Соответственно, есть «сань-хэ лопань» - компас школы «Три гармонии», и есть «сань-юань лопань» - компас школы «Трёх периодов».
К слову о Периодах, или об использовании временного фактора. И тут есть разница. Всё дело в том, что «Сань-хэ» и «Сань-юань» по-разному ведут отсчёт лет. Но если мы возьмём в итоге Малые и Великие Периоды, то в сумме количество лет у обеих школ будет одинаковым! Так что, как вы видите, у двух этих основных школ есть разницы в подходах, но в итоге все основные показатели совпадают. Естественно, оставлю без комментариев теории инь-ян, ба-гуа и т.д. – это основа, база всей метафизики…

Если мы будем говорить о школах известных во всем мире Мастеров фэншуй, то и здесь надо иметь ввиду, что они все используют в своей работе теории «Сань-хэ» и «Сань-юань» в тех или иных разновидностях. 

Сегодня на слуху много метафизических терминов. И справедливо будет задать вопрос: а как же остальные подходы в решении метафизических вопросов – «сань-юань ци мэнь дунь цзя», «сюань-кун фэй син», «да гуа ди ли фэншуй» и т.д.? Это всё подразделения, нюансы, особенности, штрихи, уточнения и более углубленные техники двух основных школ.

 

август 2014 г.